Публичный доклад директора по итогам 2013-2014 учебного года

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной требует формирования нового профессионального мышления, совершенствования качества образования, запуска новых механизмов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает развитие личности, для которой участие в делах гражданского общества не столько извне навязанная обязанность, сколько результат внутреннего побуждения и осмысленного выбора. Такой подход предполагает и иную модель взаимодействия участников  образовательного процесса.

Миссия школы заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося, свободу, раскрепощенность, продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, администрации), психологический комфорт, высокие творческий настрой, мотивацию учения и других видов деятельности.

Направленность и особенности организации учебного процесса в значительной мере определяют характер взаимодействия между участниками образовательного процесса в их учебной и педагогической деятельности. Важными здесь являются приоритетные методы преподавания (учения), ориентация на коллективные (индивидуальные) способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения.

Большую роль играет степень профессиональной компетентности педагогов школы, «качество» преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации конструктивного взаимодействия, инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию, личностному росту и др.).

Деятельность школы планируется осуществлять в рамках системно-модульной модели развития, основные характеристики которой выражаются в том, что из числа наиболее активных творческих учителей организуется деятельность инновационных групп, работающих в несколько автономном режиме; далее осуществляется анализ и оценка результатов; и затем происходит внедрение результатов инновационной деятельности в практику педагогического коллектива. Деятельность инновационных групп значительно влияет на процесс развития школы. Целостность развития школы достигается за счет нормативного внедрения результатов инновационной работы, которые получают дальнейшее развитие в педагогических советах, научно-методических чтениях и конференциях.

            Вопрос о качестве образования, которое дает школа, по-прежнему актуален. Изучаемые предметы, как и раньше, имеют для учащихся различное значение: одним они необходимы для получения будущей профессии, другим позволяют приобрести базовые знания, третьим дают возможность овладеть инструментом познания смежных учебных дисциплин.

. Основные направления ее развития определены  «Программой развития МОБУ СОШ с. Кусимовского рудника». Это - обеспечение потребностей работников отрасли в повышении квалификации; создание условий для саморазвития и самовоспитания  школьников и развитие детских общественных организаций; внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и поддержка одаренных детей; развитие государственно-общественного механизма управления школой.

В целом система образования в школе характеризируется положительной динамикой и стабильностью. Вместе с тем в ее развитии наблюдаются и негативные тенденции, как-то:

- не в полной мере обеспечивается единство учебного и воспитательного процессов. Большой объем информации, получаемой учеником в процессе обучения, отодвинул на второй план формирование и развитие нравственных идеалов школьников. Это выражается в неуважительном и недоброжелательном отношении друг к другу, нежелании считаться с интересами окружающих; отсутствии самокритичности, слабой выраженности чувства долга и ответственности;

- ослабление здоровья учащихся;

- интерес к познанию современного общества не сопровождается формированием активной гражданской позиции;

- усиливающееся имущественное расслоение общества делает трудно доступным приобщение большой группы учащихся к духовным ценностям;

- создание оптимальных условий для формирования исследовательских умений и навыков обучающихся, максимальной реализации творческого потенциала и получения универсального образования.

В школе обучаются 160 учеников, на начало было 177 ,выбыли 17 обучающихся. Из них-66 начального общего образования,141-основного общего образования,18-среднего образования.

мальчиков   78, девочек-81 

 Средняя наполняемость в классе – 14,45 чел. Многодетных семей 28 .

Педагогический коллектив стабилен. Текучесть кадров незначительная и связана в основном с выходом на пенсию работников;7 % имеют отраслевые награды МО РФ и РБ. Профессиональный уровень педагогических кадров достаточно высокий: 95,% учителей имеют высшее образование;  70% - аттестованы на высшую и первую квалификационные категории. До 5 лет-10%(2), 80 % педагогов работают в нашей школе более 10 лет, стаж педагогической работы более 20 лет имеют 39 % учителей. Обновление педагогических кадров осуществляется за счет притока молодых специалистов (в среднем 1 человек). 5педагогов – это выпускники школы. Курсовую подготовку (КПК и целевые курсы) проходит ежегодно более половины педагогов. Острой проблемой остаются нехватка учителей следующих специальностей: математики, физики, химии.

С 1989 г. школа имеет статус «среднее образовательное учреждение».  В начальной школе обучение ведется по традиционным образовательным программам, что обеспечивает учащимся, прибывающим из других школ, преемственность в обучении в рамках единого образовательного пространства РБ.

Результаты ЕГЭ выпускников 11 классов по большинству предметов совпадают с районными показателями.

В школе сложился комфортный психологический микроклимат. Конфликтных ситуаций на межнациональной основе нет, хотя есть учащиеся из неблагополучных семей и состоящих на внутришкольном учете. У обучающихся сформирована потребность в заботе о младших школьниках. И это – добрая традиция нашей школы.

Педагогический коллектив работает над решением проблемы удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов, формирование осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, повышение социальной компетентности.

Большинство учащихся 9 и 11  классов удовлетворены обучением в нашей школе и знаниями, которые они получают. В среднем  80% учащихся после получения основного общего образования остаются в нашей школе, остальные продолжают обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Переход выпускников 9 класса в другие общеобразовательные учреждения за последние три года не превышает 5%. Уровень знаний учащихся обеспечивает возможность обучающимся продолжать образование после окончания школы в различных образовательных учреждениях, в том числе высших учебных заведениях.

Вместе с тем учащихся не всегда устраивает манера общения педагогов с детьми, справедливость в оценивании знаний. Ученики предлагают разнообразить формы учебных занятий. Чаще проводить деловые игры и дискуссии, олимпиады и викторины; больше практических занятий, совершенствовать формы внеклассной воспитательной работы. Родители хотели бы более тесного взаимодействия и большего понимания с учителем.

Сказанное позволяет сделать вывод, что коллективу необходимо продолжить работу по формированию навыков общения и конфликтоустойчивости в системе «учитель-учитель», «учитель-ученик».

В целом  же деятельность педагогического коллектива оценивается обучающимися и их родителями положительно.

Приоритетными направлениями внутришкольного контроля остаются изучение состояния преподавания математики, русского языка и литературного чтения в начальной школе; информатики, физики, географии, истории и английского языка на 2-3 ступенях обучения, а также оценка деятельности учителей, аттестуемых в рамках школы. Основные формы - посещение учебных занятий и проведение административных контрольных работ. Ежегодно членами администрации посещаются более 100 уроков. Контроль носит методический характер.

Большинство посещенных уроков отличает хороший организационно-методический уровень, высокая интенсивность учебных занятий. Учителя активно используют диалоговые формы работы, элементы личностно-ориентированного обучения, технологию тестового контроля, проблемного обучения, игровые формы, метод проектов и др. Учащихся отличает собранность, дисциплинированность, грамотная речь, высокая активность  учащихся, интерес к предмету.

Информационно-коммуникативные технологии начинают использоваться во внеклассной работе при подготовке и проведении предметных недель, научно-практических конференций, для подготовки и проведения тематических классных и общешкольных мероприятий, интеллектуальных игр, педагогических советов, заседаний методических объединений учителей, родительских собраний и т.д.

Несмотря на стремление педагогов к использованию интерактивных методов обучения, репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы обучения  еще встречаются.

Взаимопосещение учебных занятий позволяет педагогам познакомиться с системой работы будущих учителей-предметников 2-й ступени обучения, классным руководителям будущих 5-х классов – с учениками. Отмечается высокий уровень организации учебных занятий, комфортный микроклимат, а вот уровень образовательного блока, включая методику преподавания,  требует корректив и совершенствования. Желательно шире использовать наглядные средства обучения, диалоговые, дискуссионные формы работы, чаще чередовать виды учебной деятельности. В целях создания в адаптационный период для пятиклассников более благоприятных условий классным руководителям подготовлен пакет информационно-аналитических материалов. Это обновленный вариант «Дневника классного руководителя 5 класса» и «Дневника учителя» (1 класс), результаты учебных достижений выпускников начальной школы и результаты воспитательной работы. Ежегодные проверки знаний и сформированности у четвероклассников умений практического применения таблицы умножения дает положительные результаты

Остается пожелать: увеличение педагогов, активно использующих в образовательном процессе ИКТ; дискуссионные, диалоговые, интерактивные формы обучения; высокая интенсивность учебных занятий; соблюдение единых требований к учащимся; формирование навыков самоанализа результативности педагогической деятельности. Высокая мотивация овладения современными образовательными технологиями, повышение профессиональной компетентности через посещение КПК и целевые курсы; консультирование, семинары, практикумы по данной проблеме внутри школы; повышение профессионального уровня педагогических кадров и опыт работы; повышение уровня исполнительской дисциплины и ответственности самих педагогов.

Эффективность преподавания подтверждают результаты успешного выступления учащихся школы в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах: призовые места районного, республиканских уровней, чему  способствовала «Программа работы с одаренными детьми», в том числе «Портфолио ученика» и традиционное проведение школьного праздника «Лидер года».

Вместе с тем улучшения требуют: внедрение интерактивных форм обучения, освоение методики ведения диалога, дискуссии педагогов «старшего поколения»; организационный блок учебных занятий, комментирование домашнего задания, повышение мотивации участников ОП к учению и результату образовательной деятельности, индивидуальный подход в обучении к учащимся, планирующим сдавать ЕГЭ по выбору. Преодолеть эти трудности помогут совместные действия учителей и социально-психологической службы школы; детальный анализ педагогами результатов ЕГЭ и ГИА учителями; создание индивидуальной системы заданий для подготовки государственной итоговой аттестации и не только.

Работа с одаренными детьми и подготовка учащихся к изучению предметов на профильном уровне требуют дальнейшего продолжения.

В школе оборудован один компьютерный класс: 10 рабочих места. Имееся выход в Интернет: 3 рабочих места с защитой контентным фильтром. Наличие компьютерного класса позволяет организовать изучение базового курса информатики в 8-11 классах, с использованием компьютерного тестирования проводить уроки истории.

Однако обеспеченность  школы компьютерной техникой в расчете количества учащихся на один компьютер составляет 18,9 человек, что не соответствует современным требованиям: 1 компьютер на 7 учащихся.

Обеспечение безопасности осуществляется через улучшение условий труда участников образовательного процесса: система пожарного оповещения, надежного ограждения территории школы,  своевременная замена учебных занятий в период болезни педагогов. Это ремонт отопительной системы, замена оконных блоков в учебном кабинете математики, своевременное обеспечение водоснабжением. Регулярно в установленные сроки осуществляются вакцинация и диспансеризация участников образовательного процесса.

Наличие  и содержание аптечек в кабинетах химии, физики, информатики, технологии, соблюдение правил пожарной безопасности, обновление огнетушителей, планы эвакуации и правила (инструкции) по охране труда, правила поведения в случае возникновения пожара, пожарная сигнализация с оповещением  способствуют организации спокойного и полноценного учебного процесса. Благодаря регулярным тренировочным занятиям по эвакуации у обучающихся сформированы навыки оперативного проведения на случай чрезвычайных ситуаций.

Уровень организации дежурства в школе достаточно высокий. Санитарно-гигиеническое состояние кабинетов находится под постоянным общественным и административным контролем. Все эти меры способствуют снижению уровня травматизма и заболеваний простудными заболеваниями,  уменьшению численности учащихся, пропускающих уроки по болезни.

 

 Наша школа зарекомендовала себя как образовательное учреждение, обеспечивающее доступное качественное образование. Ежегодно в ВУЗы поступают 60% выпускников.

Положительным результатам деятельности способствовали согласованные действия «управленческой команды». Это единые требования к участникам образовательного процесса, совершенствование планирования, анализа результатов собственной деятельности, корректировка «рабочих программ»; консультирование, учеба педагогов; повышение профессиональной компетентности, особенно в области применения ИКТ. Ежегодно курсовую подготовку проходят более 5 учителей. Все педагоги, осуществляющие преподавание в 9,11 классах, прошли целевые курсы по подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Ежегодно практикуется публичный отчет об успехах и проблемах в деятельности школы перед родительской общественностью.

 

   Вместе с тем в работе школы сохраняются проблемы, наличие которых позволяет говорить о том, что темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют педагогический коллектив:

- ухудшение здоровья учеников в процессе обучения;

- организация сбалансированного горячего питания участников образовательного процесса;

-- недостаточная готовность выпускников 9, 11 классов к выбору профессии;

- недостаточная работа с одаренными детьми;

- снижение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности

- недостаточный объем фонда учебно-методической и современной художественной литературы школьной библиотеки;

- недостаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиям;

- слабое участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением;

- самоустранение некоторой части родителей от воспитания своих детей;

- неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

- не все классные руководители имеют четкую систему  воспитательной работы с классом; не в полной мере используются воспитательные возможности классных часов.

          Многие из перечисленных проблем имеют общие корни, а поэтому требуют комплексного подхода к их разрешению, которое предполагает  использование личностно-ориентированных технологий обучения, дифференцированного подхода к обучающимся, развитие самосознания, психолого-педагогического просвещения родителей; использование альтернативных форм контроля, развитие навыков самоконтроля и самоанализа участников образовательного процесса.

 

 Задачи

- Обеспечить успешную подготовку педагогического коллектива к аттестации образовательного учреждения в 2014/15 учебном году .

- Актуализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность школы в соответствии с рекомендациями  республиканских, региональных и муниципальных органов управления по реформированию школы.

- Продолжить работу по развитию государственно-общественного характера управлением школой.

- Содействовать повышению мотивации педагогов к обобщению и представлению педагогического опыта работы.

- Перейти к дифференцированным формам обучения педагогических кадров внутри школы.

- Активизировать взаимодействие учителей начальной школы и второй ступени обучения, обеспечивая преемственность в преподавании учебных дисциплин и организации воспитательного процесса.

- Актуализировать тематику семинаров и деятельность классных руководителей.

- Обеспечить более эффективное взаимодействие классных руководителей, учителей-предметников и родителей в воспитании сознательной дисциплины и в повышении мотивации обучающихся к учебной деятельности.

- Совершенствовать методы формирования и воспитания гражданской ответственности участников процесса обучения.

- Продолжить работу по созданию условий для развития и реализации творческого ученика.

- Создать условия для раннего раскрытия способностей учащихся к исследовательской деятельности.

- Способствовать дальнейшему развитию органов ученического самоуправления и детских общественных организаций.

Умуткужина Г.Ю., директор МОБУ СОШ с.Кусимовского рудника

Категория: Мои статьи | Добавил: askhal83 (22.12.2015)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close